Министерством юстиции Украины разработан и утвержден Примерный перечень документов, которые могут быть разработаны предприятиями (далее – Перечень). Данный перечень утвержден приказом Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5. Список документов универсальный, поскольку предусмотрен для субъектов, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
Физические лица-предприниматели, использующие наемный труд, также обязаны издавать такие распорядительные документы.
Виды приказов
Согласно ст. 16 Раздела 1 данного Перечня приказы распределяются на:
- по основной деятельности (по общим вопросам);
- приказы по личному составу;
- приказы по административно-хозяйственным вопросам.
Приказы по основной деятельности — разделяют на инициативные и такие, которые издаются во исполнение распоряжений вышестоящих органов.
В качестве образца инициативного приказа может выступить приказ о создании постоянных или временных комиссий, коллегиальных органов, утверждении локальных нормативных актов и изменений к ним.
Изданные во исполнение распоряжения высших органов приказы говорят сами за себя, поскольку в основу таких распорядительных документов положено решение вышестоящего органа.
Приказы по административно-хозяйственным вопросам отличает необходимость нормативного урегулирования тех или иных вопросов, таких как, например, пользование служебными автомобилями, подготовка к торжественным мероприятиям, праздникам и др.
Приказы по личному составу в обиходе называют кадровыми приказами, поскольку они урегулируют вопросы, связанные с персоналом.
Поэтому их разделяют на подвиды:
- о приеме на работу;
- о переводе на другую должность/перемещении, и др. приказы по кадровой работе.
Такие приказы могут издаваться с использованием типовых форм, предусмотренных приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 г. № 489.
Каждый из указанных приказов имеют свою специфику, наполнение, однако все они имеют общую структуру. Основные требования к содержанию данных распорядительных документов изложены в Правилах организации делопроизводства и архивного хранения документов…, утв. приказом Минюста Украины от 18.06.2015 г. № 1000/5 (с изменениями и дополнениями) – далее Правила организации делопроизводства. Данный нормативный акт может быть применен в своей деятельности любым субъектом, издающим приказы.
Журнал регистрации приказов
После подписи уполномоченным лицом приказ проходит регистрацию в журнале, в котором в обязательном порядке указывается его номер и дата издания.
Приказы регистрируются в отдельных журналах, с первых чисел календарного года и по 31.12. текущего календарного года.
Форма такого журнала действующим законодательством не предусмотрена, поэтому его наполнение можно определить самостоятельно.
Как правило, в нем по мере подписания уполномоченным должностным лицом указывается номер и дата издания приказа, его краткое содержание, исполнитель приказа, ответственное лицо (при наличии) и другие необходимые данные. Журнал необходимо прошить, указав количество листов и подпись лица, которое его в силу возложенных обязанностей ведет путем заполнения необходимых данных.
Журнал заполняется до последней страницы, после чего заводится новый.
Приказы и журналы их регистрации – значимые документы в деятельности любого предприятия, поэтому установлен срок их хранения – до его ликвидации, после чего передаются на хранение в госархивы.
Каковы общие требования к содержанию приказа?
Основные требования к приказам предусмотрены Национальным стандартом Украины ДСТУ 4163-2003, утв. Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 7.04.2003г. № 55 (далее – ДСТУ 4163-2003).
Согласно п.4.4. ДСТУ 4163-2003 реквизиты приказа:
- наименование предприятия (согласно правоустанавливающим документам);
- наименование документа;
- дата издания, с указанием числа, месяца, года арабскими цифрами;
- номер приказа (может сопровождаться буквенным выражением в зависимости от вида приказа);
- заголовок;
- преамбула приказа (содержит нормативное обоснование или основание для его издания);
- содержание обязывающей части приказа, с разбивкой информации по пунктам;
- наименование должности и ФИО лица, его издавшего в силу имеющихся полномочий.
Ключевым в данном распорядительном документе выступает слово «ПРИКАЗЫВАЮ:».
Приказ подлежит ознакомлению под личную подпись лицом, которого он касается, с отметкой об этом в приказе.
Если действующий приказ требует изменений или дополнений — порядок аналогичен изданию первичного приказа, с указанием об этом в заголовке приказа.
Любой приказ независимо от группы, требует тщательной подготовки и юридически грамотного составления, в связи с чем без помощи опытного юриста не обойтись.
Мы оказываем услуги по консультированию и сопровождению субъектов хозяйствования.
Наши клиенты получают качественную правовую поддержку и спокойно ведут рабочую деятельность, не беспокоясь о трудовом законодательстве.
Наши юристы готовы помочь в решении сложных правовых вопросов, даже если требуется оказать юридическую услугу, не включенную в перечень работ по договору.
Наши специалисты оказывают следующие виды услуг:
- оценка имеющейся документации;
- разъяснения и рекомендации;
- подготовка необходимых клиенту документов.
Главное — своевременно обратиться к нам. Мы окажем содействие и быстро решим проблему. Качественный результат будет получен благодаря опыту и знаниям юристов. Мы ценим каждого клиента.