Консалтинг в сфере криптовалют

Во-первых, определимся, что такое криптовалюта.

В интернете можно встретить определение этого понятия как цифровой, то есть виртуальной валюты.

Криптовалюта является финансовой единицей, предназначенной для расчета.

Данная валюта может являться интернациональной и не относиться к таковой, это зависит от правомочий определенного государства. 

Выпуск криптовалюты и транзакции с ней базируются на блокчейн технологии ( «blockchain technology»).

На сегодняшний день криптовалюты имеют разные названия, наиболее популярными среди них являются биткойны, лайткойны, XRP и тому подобное.

Также людям, которые впервые сталкиваются с вопросами правового урегулирования криптовалют, будет интересно узнать, что означают, в частности, такие понятия как «ферма», «майнинг», «майнер» и другие.

«Майнинг фермы» или на английском «mining farms» — это помещение, обычно большое, в котором можно разместить несколько компьютеров, предназначенных для одной или нескольких криптовалют. Так, некоторые криптовалюты, включая биткоины, выпускаются на основании договорного механизма, который называется «Proof of work» (что в переводе означает «доказательство работы»), где люди, которые зовутся Майнерами («miners»), выполняют работу под названием Майнинг ( «mining»). Эта работа заключается в использовании компьютеров, чтобы скрепить блоки ( «blocks»), которые добавлены к блокчейну ( «blockchain»), и все содержащиеся транзакции.

За каждый созданный новый блок Майнер получает вознаграждение  ( «block reward»). Для некоторых криптовалют под вознаграждением за блоки понимаются средства, с помощью которых выпускаются новые ключи или монеты ( «tokens or coins»).

На майнинг фермах компьютеры тратят большое количество электроэнергии. Учредителям майнинг ферм (лицам, занимающимся их развитием) необходим начальный стартовый капитал для старт-апа, расширения и поддержки их фермы.

На сегодня рынок обращения криптовалют не урегулирован в Украине. В Интернете дискутируют по поводу того, что скоро будут приняты законопроекты и данная сфере выйдет из серой зоны. Но по разным причинам этого не происходит. Так, в частности, 11.06.2020 г. был зарегистрирован законопроект «О виртуальных активах».

08.09.2021 р. Закон был принят и 21.09.2021 р. направлен на подпись Президенту Украины. Однако 05.10.2021 р. Закон возвращен вместе с предложениями Президента.

В частности, в них отмечалось, что положения Закона не содержат завершенных правовых механизмов, необходимых для его реализации, и не соответствуют конституционным требованиям правовой определенности как составляющей принципа верховенства права (статья 8 Конституции Украины), а также не обеспечивают понятных и прозрачных условий для участников рынка виртуальных активов и инвесторов, что не будет способствовать надлежащему обеспечению их прав.

Не вдаваясь в перечисление недостатков, отметим, что история с принятием этого Закона пожалуй продлится еще довольно долго и вряд ли в ближайшее время получит свое правовое оформление в виде действующего закона.

Законность криптовалюты — Мировой опыт

Чтобы сориентироваться, что сейчас происходит с правовым урегулированием обращения криптовалют в мире, отметим, что большое количество стран рассматривают крипто- ресурсы, в частности, крипто- валюту, как легальное явление, поскольку они не запрещают покупку и продажу крипто- ресурсов и их использование для покупки товаров и услуг.

Большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран Большой двадцатки уже приняли законы или методики, которые прямо или косвенно признают, что использование крипто- капитала является законным.

Методики (инструкции), признающие правомерность виртуальных валют, включают в себя законы или акты, в которых содержатся их определение и соответствующие нормы (Япония, Мексика, Великобритания).

Другие методики (инструкции) включают регистрационные требования к регулятору рынка для компаний, желающих заключать соглашения в отношении виртуальных валют, таким образом de facto признавая, что использование виртуальной валюты разрешено (например, Канада, США).

Однако эти юрисдикции часто подчеркивают, что виртуальные валюты не является законным средством платежа. Напротив, некоторые страны ввели полные или частичные запреты на оборот виртуальных валют. В частности, в некоторых странах запрещено покупать и продавать виртуальные валюты, и использовать их как средство платежа (Бангладеш, Боливия, Ирак, Марокко, Непал, Россия, Саудовская Аравия). В других странах не запрещаются транзакции с виртуальными валютами, но при этом не допускается деятельность коммерческих (торговых) платформ (бирж).

Недавно Комиссия Европейского Союза предложила новый цифровой финансовый пакет, в том числе цифровую финансовую стратегию и нормативные предложения по регулированию крипто ресурсов и цифровых возможностей.

В некоторых странах запрещено первичное размещение криптомонет (Китай, Корея). Также в некоторых странах наблюдается наоборот, ослабление негативного отношения к виртуальным ресурсам (Египет, Индия, Пакистан, Вьетнам).

Налог на криптовалюту в других странах

Рассмотрим кратко, как законодательство других стран регулирует вопросы налога на прибыль, НДС и налога на имущество и направлено на урегулирование операций с крипто- ресурсами.

Во-первых, во многих странах урегулирование ключевых вопросов, касающихся обращения крипто- ресурсов, отсутствует или является частным.

Во-вторых, если обычные налоговые нормы будут применяться к виртуальным валютам (например, если такие валюты рассматриваются как основные средства, они, скорее всего, будут и рассматриваться как основные средства) из-за отсутствия детального урегулирования или четкого определения виртуальной валюты для налоговых целей в определенном государстве, определение правильного ее урегулирования будет сделать трудно.

Примеры определений виртуальной валюты для налоговых целей

Нематериальные активы, иные, нежели гудвилАвстралия, Франция, Чили, Чешская Республика, Нигерия, Испания, Швеция
Финансовый инструмент или активыАргентина, Бразилия, Хорватия, Дания,  Израиль, Япония, Словацкая республика
Товар или виртуальный товарАвстрия, Канада, Китай, Индонезия, Украина
ВалютаБельгия, Италия, Польша
Законное платежное средствоЯпония
Не определеноСША

Только в некоторых странах виртуальные валюты рассматриваются как тождественные обычной валюте для целей налогообложения: Бельгия, Италия, Польша, Кот д’Ивуар.

Например, в Италии налоговики отмечают, что виртуальная валюта подобна иностранной валюте, принимая во внимание решение Европейского суда по Хедквисту.

Данное решение было принято в октябре 2015 г. и касалось вопроса, были ли операции по обмену традиционных валют на виртуальную валюту «биткойн» и наоборот, которые господин Хедквист хотел осуществлять через собственную компанию, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС).

Если кратко, по данному делу суд постановил следующее:

  • Толкование Статьи 2 (1) (c) Директивы Совета ЕС 2006/112 / ЕС от 28 ноября 2006 о совместной системе налога на добавленную стоимость должно происходить таким образом, что операции, о которых идет речь в указанном деле, а именно обмен национальной валюты на единицу виртуальной валюты «биткойн» и наоборот, является поставкой услуг за вознаграждение в значении этой статьи.
  • Статья 135 (1) (е) Директивы 2006/112 должна толковаться так, что поставка услуг, о которых говорится в деле, является операцией, освобожденной от налогообложения НДС.

Момент возникновения криптовалюты

Первым возможным событием, определяющим налогообложение операции, связанной с единицей виртуальной валюты, является момент ее возникновения. Виртуальные валюты могут быть созданы в процессе майнинга (в связи с вознаграждением согласно протокола доказательства работы ( «proof of work protocol») или первичной доставки (initial airdrops) или первоначального предложения монеты (initial coin offering) новых токенов.

Большое количество стран считают, что первое событие для налога на прибыль имеет место при получении только полученных токенов с помощью майнинга. К таким странам относятся, например, Андорра, Аргентина, Австрия, Хорватия, Эстония, Финляндия, Япония, Норвегия, Великобритания, США.

В случае налогообложения по факту получения стоимость единицы полученной виртуальной валюты включается в базу налогообложения (иного капитального дохода или иного дохода) при получении токена и налог на прибыль применяется по обычной ставке в пределах соответствующей категории дохода по ставкам, определенным для физических или юридических лиц. Расходы, связанные с получением этого дохода, подлежат вычету. Например, в Финляндии доход, полученный в результате майнингових операций (то есть в соответствии с механизмом доказательства работы ( «proof of work mechanism») рассматривается как доход, отличный от дохода с капитала, и считается заработком.

Законодательство о криптовалюте на сегодня в Украине.

Консалтинг в сфере криптовалют

Понятие «виртуальные активы» можно встретить в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее по тексту — Закон о финансовом мониторинге).

В указанном законе криптовалюта определена как виртуальный актив, то есть как цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или переводить, и которое может использоваться для платежных или инвестиционных целей.

Поставщиком услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, может быть любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее один или несколько таких видов деятельности и / или операций для другого физического и / или юридического лица или от имени, как:

  • обмен виртуальных активов;
  • перевод виртуальных активов;
  • хранение и / или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы;
  • участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением эмитента и / или продажей виртуальных активов.

Отметим, что на сегодня операции с виртуальными активами на сумму, равную или превышающую 30 000 гривен, подлежат надлежащей проверке.

Что это значит? Это означает, что объем действий при осуществлении мер надлежащей проверки определяется субъектом первичного финансового мониторинга с учетом риск-профиля клиента, в частности уровня риска, цели деловых отношений, суммы осуществляемых операций, регулярности или продолжительности деловых отношений.

В случае инициирования перевода в пределах Украины с использованием электронных платежных средств, электронных денег, виртуальных активов на сумму, меньше чем 30 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающие 30 000 гривен, такой перевод должен сопровождаться как минимум номером счета / электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода) / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования и номером счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования, а при отсутствии счета / электронного кошелька — уникальным учетным номером финансовой операции.

Мероприятия надлежащей проверки могут быть как упрощенным, так и усиленными. Обращаем внимание, что субъект первичного мониторинга, предоставляющий услуги перевода средств плательщику (инициатору перевода), должен обеспечить, чтобы все операции сопровождались указанной в ст. 14 Закона о финмониторинге информацией о плательщике (инициатора перевода), получателя перевода средств.

На практике в Украине большое количество физических лиц осуществляют операции на биржах обращения криптовалют и оказывают при этом брокерские услуги без надлежащего оформления в качестве субъекта хозяйствования.

Налоговики в индивидуальных налоговых консультациях отмечают, что физическое лицо, которое занимается майнингом криптовалют и  получает виртуальные ативы, например, биткойны, является плательщиком налога на доходы  18% и военного сбора 1,5%.

Базой налогообложения криптовалюты в этом случае является доход, определяемый согласно Налогового кодекса Украины, начисленный в течение отчетного налогового периода (года).

Поскольку денежной единицей в Украине является гривна, то, соответственно, доход должен быть определен также в гривнах, который указывается в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.

Согласно нормативным документам, существующим на данный момент в Украине, отражение в налоговой декларации наличия у налогоплательщика криптовалюты в криптокошельке не предусмотрено. В то же время при получении доходов от операций с криптовалютами такие доходы отражаются в разделе II налоговой декларации.

Поскольку сейчас невозможно отследить, какое количество денег вращается в виртуальном пространстве, находится в электронных кошельках, возникает ситуация, когда значительные ресурсы задействованы в серой зоне и не получают надлежащего налогообложения.

В Украине, в связи с вступлением в силу Закона о финансовом мониторинге, операции с виртуальными активами стали объектом внимания субъектов финансового мониторинга. Поэтому, если физические лица начинают совершать сделки, подпадающие под признаки мониторинга, может произойти ситуация, когда операции по счету клиента будут ограничены. Обычно, после осуществления надлежащей проверки такие ограничения банк снимает.

Случается, что ограничения операций по счету возникают не в связи с фиксированием рисковой операции, а в результате мошеннических действий определенных лиц. Сейчас популярен такой термин, как чарджбек (от. Англ. Chargeback). Это процедура обжалования платежа по банковской карте, с которым лицо не соглашается. Такое обжалование может происходить как со стороны плательщика, так и со стороны получателя средств.

В частности, наши клиенты получили такой чарджбек вследствие того, что лицо, воспользовалась их услугами по обмену криптовалют, осуществило платеж на их карточку, получило себе на счет криптовалюту. Далее, это лицо подало жалобу в свой банк, со счета которого был осуществлен платеж. Последний подал сообщение в банк получателя средств. В результате произошло ограничение пользования средствами лицом — получателем, находящихся на его соответствующем счете. Было установлено ограничение расходных операций, при этом получение средств на счет ограничено не было.

Как действовать, если вы столкнулись с подобной проблемой? Если банковский счет клиента открыт, например, в ПриватБанке, то  лично пообщаться с работниками банка, которые помогут разобраться в данной ситуации, возможно со значительными сложностями. Дело в том, что в ПриватБанке, например, существует телефон «Горячей линии». Звоня туда, вы попадаете на чат -бот, которому сложно объяснить, что вам необходимо. Также возможна подача заявок через личный кабинет клиента, но, например, у адвоката нет доступа к нему, а клиент по определенным причинам иногда не может тратить время на общение с сотрудниками банка в личном кабинете.

Чтобы сэкономить время, рекомендуем обратиться с адвокатским запросом в банк с требованием предоставить информацию о причинах установленных ограничений по счету клиента, и документов, которые должны быть предоставлены клиентом для снятия ограничений. К такому адвокатскому запросу обязательно должен прилагаться договор об оказании правовой помощи, ордер, копия свидетельства о занятии адвокатской практикой и согласие клиента на то, что адвокат вправе подавать и получать запросы или любые другие документы в банк, направленные на получение персональных данных клиента и банковской тайны. Заметим, что подпись на согласии клиента должна быть заверена подписью руководителя банка или уполномоченным им лицом, или нотариально.

Для того, чтобы ускорить  общение с представителями банка советуем воспользоваться своей электронной цифровой подписью. То есть подписать запрос с помощью ЭЦП, удостоверить приложенные к нему приложения с помощью ЭЦП, и отправить эти документы на электронную почту банка вместе с квитанциями о применении электронной цифровой подписи. Как вариант, для этого можно воспользоваться сервисом применения ЭЦП на документах в портале ДИЯ.

Чем будет полезен адвокат клиенту в вопросах, связанных с обращением криптовалют?

Во-первых, адвокат может сориентировать клиента по вопросам действующего в Украине законодательства в отношении урегулирования операций с криптвалютами.

Во-вторых, адвокат принимает участие в переговорах, обсуждает условия сделок, предлагает компромиссные решения при их изложении. 

В-третьих, адвокат оказывает услуги представительства клиента в кредитных учреждениях, судах, правоохранительных органах, органах нотариата, проч. 

Адвокатское бюро Очиченко Елены Григорьевны оказывает услуги по вопросам виртуальных активов, полагаясь на опыт специалистов и многолетнюю практику.

Подтверждением высокого качества услуг служат наши положительные кейсы, судебная практика и отзывы клиентов.

Запишитесь на консультацию и узнайте, как мы можем Вам помочь

    * - обязательно к заполнению